Бывшая учительница Светлана Комарова уже многие годы живет в Москве. Тут она стала успешным тренером и консультантом по карьерным вопросам, но даже сейчас эта женщина с волнением вспоминает, то время, когда приходилось работать учительницей в отдаленных селениях Дальнего Востока. Это было просто удивительное время.
Дальний Восток поражает своей завораживающей красотой. Вокруг поселка располагалась золотая тайга. На фоне позолоченных деревьев ярким пятном выделяются зеленые кедры. Грибов здесь очень много. Они растут тут целыми полянами. Единственным фактором, который портит впечатление от проживания в такой местности, являются насекомые. Даже самые мелкие из них очень больно кусаются. Назойливые насекомые забираются под одежду, браслеты часов или украшения. Божьи коровки здесь также отличаются от тех, к которым обычно привыкли жители нашей страны. Убить такое насекомое тоже нельзя, ведь оно выпускает сразу же вонючую жидкость, которую не берут никакие моющие средства. В конце сентября насекомые впадают в спячку, и только тогда приходит рай в этой местности.
Учительница рассказала, что в конце октября она приехала в одно из поселений на Дальнем Востоке. Местность поразила городскую жительницу своим колоритом.
Она впервые увидела песчаные карьеры, в которых заключенные добывали золото и металлы. Удивительная экскурсия произвела на нее неизгладимое впечатление. Здесь причудливо сочетались старые полуразваленные бараки с красивой, почти сказочной природой.
Молодому специалисту предложили взять классное руководство над восьмым классом. Если бы она справилась с этим заданием, ей бы поручили на следующий год новый класс. Тогда дети учились 10 лет. После 8-го класса школу покидали те, кого учить дальше не имело смысла. Некоторые из них могли попасть в ПТУ, других же ждала грязная, тяжелая работа и вечерние курсы. Класс молодой учительнице достался сложный. Предыдущий классный руководитель отказался от него, так как дети были полностью неуправляемы.
Светлане Комаровой было 23, ее ученикам по 15-16 лет. Знакомство с детьми очень пугало молодую девушку. Безусловно, она не ждала радостного приема от своих учеников. Они были грубы, озлоблены и даже хамоваты. На последней парте сидел Иван. Он второй год был в 8-м классе. Его волчий пристальный взгляд очень пугал не только учительницу, но и одноклассников.
В это время забота и ответственность за воспитание детей переложили с родителей на классного руководителя, поэтому требования от последнего были повышенными. Учителя должны были не только уделять время обучению детей, но и посещать их дома, чтобы объяснять преимущества обучения и вести просветительную деятельность.
Наблюдая за огромной нищетой, в которой жили эти люди, за тем, как пьяный отец колотит детей и многим другим, молодая учительница не понимала, что она здесь делает. Большинство ее учеников может остаться не только на второй год, но в перспективе на пожизненное обучение.
Дома учеников располагались на значительном расстоянии от школы, а общественного транспорта не было. Визитам учителя никто не был рад. Пьяные родители могли практически беспричинно отлупить детей на глазах у преподавателя, а самим детям было стыдно за пьяного отца или мать. Это потомки бывших заключенных, которые когда-то давно работали в карьере. Вряд ли у них или их детей получится изменить что-либо в своей жизни. Да и зачем? Похоже, что такое положение вещей их всех устраивало.
Посетила молодая учительница и дом Ивана. На кровати среди вороха грязного белья сидел мальчик и его братья. Они, молча затравленно смотрели на нее. Учительница понимала, что если она расскажет правду об успехах Ивана, то парня прямо перед ней и поколотят. Это никак не решило бы проблему с его успеваемостью. Приходилось говорить, что у Ивана все хорошо, что он очень старается, но все же имеются некоторые проблемы в успеваемости. Кого она обманывала? Ведь их сын второй год сидел в одном классе. Но мать это почему-то растрогало. Она начала говорить, что сын у нее добрый и хороший, но не успевает он за программой. Да и когда ж ему успеть-то? Он помогает отцу кормить семью, ухаживает за меньшими братьями и сестрами, на нем лежит ответственность за многие хозяйственные нужды семейства.
Немного посидев с матерью Ивана, учительница стала собираться домой. Время было позднее, темнело рано, а добираться очень сложно. Иван вызвался проводить молодую учительницу. Она бы даже себе не смогла ответить, почему так пугалась этого молчаливого и угрюмого подростка. Вначале хотела наотрез отказаться от провожатого, но Иван даже слушать не стал. А вдруг кто-нибудь учительницу обидит? Звучало это забавно, ведь на Дальнем Востоке это практически немыслимо. Они шли около шести километров по заснеженной местности. Учительница постоянно что-то рассказывала. От звука собственного голоса она чувствовала себя несколько увереннее. Потом ее подобрала попутка и Светлана Комарова успешно добралась домой.
На следующий день на уроке один из учеников попробовал нахамить учительнице, но Иван не позволил. Так у молодого педагога появился неожиданный защитник. В целом ей было в чем-то проще, чем другим учителям, ведь она вела уроки географии. Знание этого предмета ученикам было необязательным. Проверок с района по данному предмету не было, поэтому можно было не волноваться за успеваемость учеников.
Конечно, они не отличали индейцев от индийцев и Витебска от Владивостока, но это не мешало обсуждать на уроке футуристические проблемы или статьи из журнала «Вокруг света». Детям было очень интересно, поэтому они в ненавязчивой форме получали необходимые для их знания. Учительница понимала, что вырваться им из плена быта практически невозможно. Поэтому ей приходилось врать, что их жизнь зависит только от них самих, что они смогут ее изменить так, как посчитают нужным. Ученики жадно внимали этим словам учительницы. Впоследствии это оказало значительное влияние на их дальнейшую жизнь, но это уже было намного позднее.
Весной ученики стали намекать учительнице на то, что надо бы и их в гости позвать. Мол, сама была у всех в гостях, а сама к себе не зовет. Пришлось смириться и пригласить всех на чаепитие. Лешка пришел даже на час раньше оговоренного времени. Он вертелся под ногами и старался понять предназначение разных бытовых предметов. Его очень удивило наличие миксера. Зачем же такое приспособление, если можно белок для безе взбить вилкой. Пылесос, по мнению Лешки, устройство совершенно лишнее, так как уборку вполне можно осуществить при помощи веника. Обилие постиранных пододеяльников для мальчика, в семье которого постельного белья совсем не было, казалось излишней расточительностью. Несколько позже подтянулись и остальные ребята. Учительница угостила всех тортом.
Позднее они любили забегать к учительнице то по одному, то небольшими компаниями. Они подружились с ее сыном. Дети забирали его из садика и приводили домой. В компании такой деревенской шпаны сын учительницы чувствовал себя полностью защищенным. С Иваном у сына получилась взаимная молчаливая симпатия.
Год быстро подходил к концу, и наступало время сдачи выпускных экзаменов. Молодой учительнице пришлось приложить массу усилий для того, чтобы все ее ученики закончили учебный год успешно. Больше всего приходилось бегать за англичанкой. У нее с Иваном взаимная антипатия, поэтому никто не хотел уступать. Учительница английского языка укоряла мальчика пьющими родителями, бедностью и безответственностью в отношении ее предмета. Мальчик взаимно ненавидел педагога.
Только аргумент, что если Иван не закончит в этом году школу, то он останется еще на один год, склонил англичанку к уступчивости. Еще год ада с этим мальчиком не хотел никто. Все ученики Светланы Комаровой сдали экзамены хотя бы на троечку. Это дало возможность получить им аттестат об окончании школы. Таким образом, молодая учительница выдержала своеобразный экзамен, так как смогла организовать класс трудных подростков и заставить их уделить время учебе.
Прошло много лет. Бывшая учительница переехала в Москву и устроила свою жизнь. Однажды ее встретил молодой, хорошо одетый парень. Он поздоровался и поинтересовался, узнали ли она его. Светлана Юрьевна, безусловно, не могла признать в этом импозантном мужчине того волчонка, которого так опасалась на Дальнем Востоке.
Оказалось, что он закончил учебу в одном из престижных учреждений, и теперь собирает деньги на покупку квартиры, чтобы перевезти свою семью в Москву. Иван сообщил бывшей учительнице, что встреча с нею перевернула мировоззрение большинства учеников. Девочки всегда гадали, в каком из платьев сегодня придет учительница. Они даже не подозревали, что шила их она себе самостоятельно вечерами на старой, когда-то подаренной швейной машинке.
Наличие у молодой учительницы бытовых современных приборов позволило им по-новому взглянуть на быт и жизнь в целом. Судьба многих ее учеников изменилась кардинально. Они стали уважаемыми порядочными людьми.