Откуда берутся несчастливые и неприспособленные к жизни люди?

Они вырастают из несчастных детей. Необязательно родители их били, пугали «чужим дядей» и так далее. Их чувства, мнения, поступки просто обесценивали. Обесценивание или инвалидация сильно бьет по неокрепшей психике ребенка. Его потребности взрослый считает неадекватными. Все эти фразы из разряда «хватит реветь», «не делай из мухи слона» и так далее, и есть обесцениванием чувств.

Ниже вы можете увидеть примеры обесценивания

— Собирай вещи, мы едем к бабушке в деревню

— Но я не хочу, там скучно и нечего делать

— Ничего не знаю, бабушка – родной человек, ты должен ее любить. Собирай вещи и не реви.

— Что подарить тебе на Новый год?

— Машинку.

— У тебя машинок уже 50 штук, может, хватит уже?

— А почему ты с Сережей не играешь?

— Мы с ним не дружим.

— А почему не дружишь, надо дружить. У Сережи родители хорошие, а Артем твой очень невоспитанный, даже не разговаривай с ним!

Свиду это самые обычные беседы с ребенком, но они несут разрушительный характер. Фактически взрослый получает информацию о чувствах ребенка и отвечает ему, что они недопустимы. Друзей он выбирает неправильно, любит на досуге заниматься не тем и так далее.

Кроме того, родители манипулируют ребенком, говоря ему, что он должен чувствовать так и не иначе. В противном случае – он плохой ребенок. На самом деле, ребенок может мечтать о чем угодно, чувствовать, что и как угодно. А взрослые при этом не должны называть его мечты, мысли и чувства дурацкими, глупыми, неправильными.

Ненужные чувства отрываются и выбрасываются. Так человек понемногу теряет собственное Я. Во взрослом возрасте он обращается к специалисту и просит научить его любить себя. А что любить, если весь он планомерно год за годом разрывался или запирался в рамках. От него ничего не осталось, как это можно любить?

Самоуважение и любовь к самому себе формируется в детском возрасте, поэтому обесценивание настолько опасно.

Был один случай. Женщина обратилась к психологу по причине отсутствия интереса к жизни. Оказалось, что в детстве родители манипулировали чувством радости. Началось все с того, что ее позвал гулять мальчик, который ей очень нравился. В тот день она светилась от счастья, родители сказали ей, что она должна радоваться не прогулке с мальчиком, а словам родителей.

Таким образом они просто отбили ей охоту радоваться. Во взрослом возрасте привычка осталась, и теперь ей придется потратить много времени и сил, чтобы заново научиться быть счастливой.

Посмотрите на эти примеры:

— Ты не хочешь ехать к бабушке?

— Да

— Понимаю, что тебе делать в глухой деревне. Давай так, ты поедешь на 2 дня и порадуешь бабушку, а я приеду и заберу тебя.

— Что подарить тебе на Новый год?

— Хочу смартфон, планшет и электросамокат

— Мы обязательно купим тебе все, но выбери, пожалуйста, один подарок.

В этих примерах родитель не обесценивает чувства ребенка, но и не идет у него на поводу. Почему же многие обесценивают чувства детей? Потому что отругать проще, чем понять.

Вместо того, чтобы узнать, почему ребенок боится темноты, взрослый скажет «Чего ты там боишься, тебе уже 8 лет. Не стыдно бояться?».

Такое отношение приводит к появлению эмоциональных инвалидов, которые затем также калечат своих детей.


Откуда берутся несчастливые и неприспособленные к жизни люди?