Особенности французских школ: с учителем на «ты», нет домашних заданий, а вши — норма жизни

Наша сегодняшняя героиня по имени Лариса долгое время жила в Беларуси, но затем переехала с детьми во французский город Марсель. Женщина отправила старшую дочь в обычную среднюю школу.

Она признается, что главное отличие французской школы от беларуской – отсутствие стрессов, причем как для учеников, так и для родителей. Далее со слов героини.

Сразу скажу, что наша школа – это отдельно взятый случай. Я не знаю, как организован образовательный процесс в других учебных заведениях и городах. Может быть, где-то ситуация хуже, а где-то и лучше. Я лично знакома с людьми, которых устраивает текущие условия и которые уже ищут для детей другую школу.

За время жизни здесь я поняла, что даже самую сложную ситуацию всегда можно решить. В Марселе существует территориальная привязка к школе. То есть, если ты хочешь, чтобы твои дети учились в хорошем учебном заведении, будь добр, заплати за хороший район.

Выходные по средам, домашних заданий попросту не существует, во время перемены дети гуляют на улице.

Здесь учебный год длится дольше – с сентября по июль. Это очень хорошо. Во0первых, дети дольше заняты и меньше предоставлены сами себе, во-вторых программа растягивается на дольше и требует меньше усилий для изучения, в-третьих, ребенок не забудет все, что учил за 3 месяца каникул, как это бывает у нас.

Чаще всего, реальная учеба заканчивается уже к середине июня. К этому времени сдают итоговые контрольные и экзамены. Следующие 2-3 недели учебы – это сплошное развлечение для детей.

Что касается каникул, то отдыхают французские школьники больше, да и учебная неделя длится 4 дня. Выходной посреди недели – это отличный способ немного передохнуть и подготовиться к последующей учебе. Я часто беру выходной, чтобы провести его с детьми.

В школу ученики ходят почти на весь день. Обычно занятия длятся почти до 5 вечера. Привычных нам уроков тут нет, обычно они длятся по 1 часу 20 минут, как в ВУЗах. Перемены большие – по 2 минут, а также есть двухчасовой обеденный перерыв.

Перемены проходят на улице. Никому из детей не разрешают сидеть за партой или играть на телефоне. Даже во время дождя их выводят на специальные крытые площадки.

Никаких строгих расписаний и оранжевая карточка помощи

Что мне еще нравится, так это полное погружение в учебный процесс. Когда я училась в школе, у нас были учебники по литературе. То есть, мы учили уже чье-то мнение, здесь же все наоборот. Учебников по литературе нет, дети читают произведения, а затем обсуждают их с учителем. Кстати, первоклашки тут обязательно должны прочесть минимум 10 книг, а дети постарше — еще больше.

Математика не обезличена, а максимально приблежена к жизни. Все задания строятся таким образом, что ребенок постоянно вынужден задавать дополнительные вопросы. На них и строится диалог с учителем. На уроках математики также обучают основам финансовой грамотности, что я считаю очень полезным.

Типичная задачка из учебника математики для третьеклассников:

За день ресторатор продал 25 обедов по 30 евро. Себестоимость 1 обеда – 14 евро. Посчитайте, сколько зарабатывает ресторатор в неделю, сколько он тратит на обеды в день и за неделю.

Часто бывают дни, когда ученики занимаются только одним предметом. Опять же, привычного нам расписания тут попросту не существует. Ученики младшей школы никогда на все 100 не уверенны, какой именно урок будет сегодня. У учителей также нет строго плана: если классу нужно больше времени для математики, то литературы будет меньше и наоборот. Получается, что ученики не отрабатывают определенное количество часов, а учат предмет ровно столько, сколько требуется для понимания.

Я также заметила, что учителя часто делегируют полномочия ученикам. Более сильные помогают тем, кому задания даются сложнее. Учитель помогает школьнику в самую последнюю очередь, когдани он сам, ни его одноклассники не справились.

У каждого школьника есть так называемая карточка помощи оранжевого цвета. Если ученик испытывает некоторые сложности, он просто поднимает ее. На карточке написано «Я дважды перечитал задание, я проверил подсказки на полях, я попросил помощи у двух одноклассников». Таким образом дети социализируются и потом не стесняются попросить о помощи товарищей.

Контрольные работы нужны учителям

Дома дети отдыхают от учебы, домашние задания задают только в исключительных случаях. Я, да и многие другие родители, даже не видели учебников и тетрадей. Почти весь учебный инвентарь всегда находится в школе, так как дома в нем нет нужды. Это избавляет детей от необходимости носить тяжелые рюкзаки.

А вот контрольные здесь гораздо более частое явление. После каждой темы, пусть даже короткой, ученики обязательно сдают контрольные. Но используются они не для оценки знаний, а для того, чтобы учитель мог понять, насколько хорошо класс усвоил новый материал, и нет ли нужды в повторении. Поэтому списывать здесь не принято.

Учитель в свою очередь никогда не требует от детей чего-то невыполнимого, а лишь просит выполнить те задачи, которые им действительно даются. Несколько раз в год в чат родительского комитета приходит сообщение типа «90% детей успешно сдали контрольную, переходим к следующей теме сразу после повторения этой» или «30% успешно сдали контрольную, пока переходить к новой теме рано».

Никаких оценок, но постоянный контроль учебного процесса

Каждый месяц родители ученика получают бумагу, в которой находится информация о том, насколько хорошо он усвоил определенный материал. Школьные предметы часто разбивают на составляющие.

Например, французский язык разбит на правописание, сочинение и другие предметы. Это делается для того, чтобы вовремя выявить сильные и слабые стороны ученика и знать, как правильно с ним работать для эффективного результата.

Оценок в виде «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» здесь нет. Однако существуют такие характеристики, как «усвоил с опережением», «усвоил», «частично усвоил», «не усвоил». С одной стороны кажется, что это просто другая формулировка обычных оценок, с другой – дети меньше подвержены стрессу при фактическом отсутствии конкуренции с одноклассниками.

Раз в год родителям отправляют письмо, в котором рассказывают об успехах ребенка и особенностях, на которые необходимо обратить внимание. Причем это может касаться как когнитивного, так и психического развития ребенка.

Во французских школах действует система так называемых бонусов. Если ученик отлично справился с программой, например, по математике, то он получает отметку «усвоил с опережением» и 2 бонусных балла. Их он может использовать для повышения итоговой отметки по литературе, если с ней возникли проблемы. Так школа стимулирует детей больше уделять внимание предметам, которые им нравятся, а также помогает в раннем возрасте выявить таланты и предпочтения.

В некоторых случаях ребенка могут оставить на второй год, и это не считается чем-то позорным. Если ребенок по каким-то причинам не усвоил программу, он пройдет ее снова. Не редко ученика переводят в другой класс, но 1-2 предмета он повторяет с учениками младше.

«Тыкаем» учителям, играем с директором

Наш директор носит джинсы, футболку и кроссовки. Каждое утро он приветствует детей на пороге школы. Даже может вместе с ребенком подойти к учителю, если ученик боится о чем-то сказать. На переменах директор также с детьми, он не гнушается поиграть с ними в догонялки.

Никакого особого уважения или обращения учителя не требуют. Дети обращаются на «ты». Директор объяснил это желанием учителей стать для школьников как можно ближе. Однажды моя дочь рассказала, как учительница поговорила с ней и объяснила, что это учитель здесь для школьников, а не наоборот. Просто невероятно для меня!

И о недостатках

Самое странное и страшное для меня – это замалчивание проблемы вшей. Делается это для того, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными. То есть, вместо регулярных проверок просто ждут, пока появятся явные симптомы. После этого в родительском чате появляется короткое сообщение «Рекомендуем проверить детей на наличие паразитов».

Если дети идут на какую-то экскурсию или концерт, то их запросто сажают на лестницу, асфальт или бетон. Французы вообще любители посидеть на улице. И последний недостаток – английский язык. Может быть, мне немного не повезло со школой, но уровень его преподавания тут очень низкий.

Со всеми этими недостатками можно смириться. Главное, что ни мой ребенок, ни я не испытываем никакого стресса, связанного со школой.


Особенности французских школ: с учителем на «ты», нет домашних заданий, а вши — норма жизни