Один из главных предметов, который перестали преподавать в школе…

Есть такие уроки, которые ты запоминаешь на всю жизнь. А проводят их учителя, знающие толк не только в системе образования… У меня такие уроки были. Хочу рассказать хоть пару слов о каждом из них.

Один раз Анна Семеновна уже зашла в класс. А мои одноклассники продолжили гудеть. Пока один из них не крикнул:

— Уже явилась!

— Б**ть! – крикнул другой и резко отскочил на свое место.

Анна Семеновна естественно все услышала, но и виду не подала – спокойно прошлась к столу, открыла журнал и вызвала к доске пареньков, которые успели отличиться уже в первые три минуты.

— Дети! Предлагаю нам сегодня дискутировать на заданную тему. Так как самые громкие у нас Васильков и Сидорочкин, начнем с них. Васильков у нас будет обвинителем, а Сидорочкин – адвокатом. Тема весьма интересная! Кстати, можно взять каждому по два помощника.

Сидорочкин насторожился:

— А какая тема нашего разговора?

— Человеческое тело в его первозданной красе. Васильков будет запрещать художникам эпохи Ренессанса рисовать подобную чушь, а Сидорочкин – приводить конструктивные доводы, разрешающие это делать! В разговоре нужно помимо дискуссии упоминать конкретных художников. Каждый новый художник – один бал. Чем больше вы их наберете, тем больше шансов у вас выбрать всех, кому хотите поставить в журнал пятерку.

— А если я не буду помнить? – засомневался Васильков.

— У каждого вашего помощника есть возможность выбрать еще по одному помощнику. Таким образом, все останутся с оценками. Поехали?

— А нам что пока делать? – спросила Галочка.

— Мы все будем присяжными. В конце урока решим – можно ли рисовать людей голышом или нет!

Вначале разговор шел достаточно вяло. Ни Васильков, ни Сидорочкин не могли конструктивно выразиться. Но с каждой минутой ребята все больше оживлялись и дети начали настойчивее доказывать свои взгляды.

Урок уже закончился, оценки давно стояли в журнале, а ребята и дальше продолжали спорить, стоит ли рисовать обнаженную натуру или достаточно картин с героями в одежде. Вот как раньше интриговали учителя!

Новый урок. Учительница протирает очки и обводит взглядом весь класс.

— Ну что, в чем главное различие в отношениях современных людей и героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Начинают сыпаться различные версии. С последней парты кто-то бросает фразу:

— Он не успел с ней переспать!

Все дружно смеются. Учительница вызывает массовика-затейника к доске.

— А почему он не успел?

— Ну по-другому воспитание было… в других традициях и нравах! – замешкался провинившийся. – Там до свадьбы женщинам нельзя было ничем подобным заниматься.

— Отлично! А кто эти нормы морали создает?

— Те люди, которые тогда жили.

— А современное отношение к сексу и поведению девушек до свадьбы вам нравится?

— Но ведь от меня все общество не зависит. Если честно, то нет…

— А кому нравятся современные нормы морали? – обратилась учительница ко всему классу.

— Мне тоже не нравятся! Девушки так одеваются, что смотреть страшно. Юбка выше ушей, штукатурку на первом уроке на себя засыпала и пошла по школе на «шпильках». Да с такой гулять и не хочется, а разве по дискотекам таскать и по пивнушках.

— А сильно нам с вами хочется гулять! – начала заступаться за девушек «наштукатуренная» девочка с первой парты. – Вы даже двух слов связать не можете! Перед первым уроком накуритесь, еще и пива бахнете, и являетесь. Так с вами противно в одном классе сидеть, а не по паркам гулять. Вот раньше мальчики девочкам цветы дарили, портфель носили… А сейчас про подобное и мечтать нереально!

— Ой да ладно! Нужно тебе, чтобы с тобой, как с принцессой цацкались. Ты же только на бабло смотришь. У тебя все парни под сороковник с джипами да на мерседесах. Они тебе портфель не носят, а возят! И все вы сейчас такие!

— А вот и не такие! Может нам романтики хочется! – начали девочки со среднего ряда.

— Так оденьтесь нормально, чтобы не было стыдно говорить, что я с вами в классе учусь! – кто-то крикнул.

— А ты курить траву прекрати! – визгнула отличница Надя.

— А теперь прекратили дискуссию! Сегодняшний урок посвящен теме общения. Почему вам нужен третий человек, который стимулировал бы вас к диалогу?! Знаете, какая вообще тема урока? Умеем ли мы говорить и слушать? Какие у кого соображения?…

А вот этот урок я запомнила на всю жизнь. Анна Семеновна громко спросила нас:

— Кто уже целовался?

Руку подняли пол класса.

— А кто скажет, каким был первый поцелуй? Запомнился ли он на всю жизнь?

Руку подняло два человека.

— Хорошо, тогда пишите задание на дом. Поспрашивайте у своих бабушек и дедушек о их самом запоминающимся поцелуе. Изложите это в художественной форме в виде сочинения. Также, необходимо указать координаты бабушек и дедушек, я потом проверю подлинность ваших сочинений.

Следующий урок все читают и слушают.

— Бабушка поцеловала раненного солдата. Через сутки он скончался, но она на всю жизнь запомнила его красивые голубые глаза.

— Дедушка ухаживал за бабушкой почти год. На помолвке он ее впервые поцеловал. Вместе они прошли всю войны и вырастили троих детей.

— Бабушку по соседству поцеловал будущий муж на танцах. На следующий день он сделал ей предложение.

— Дедушка впервые поцеловал Анастасию, которая была снайпером на фронте. Она трагически погибла, но дед помнит этот поцелуй на всю жизнь.

— Мой сосед рассказал, что первый раз поцеловался в Польше. Тогда объявили, что война окончена и все начали целоваться и обниматься. Он поцеловал высокую темноволосую девушку с косой до пояса. После этого он ее никогда не видел…

Когда ученики закончили читать свои сочинения, Анна Семеновна спросила:

— Правда здорово! Я просто обзавидовалась! И есть, о чем задуматься…

А об этом уроке мне недавно напомнил бывший одноклассник. Анна Семеновна принесла настоящий граммофон с виниловыми пластинками и сказала:

— Сегодня мы не будем говорить, а только слушать. Минуточку внимания. – и нажала на кнопку.

Музыка начала проникать в сознание каждого. Она растекалась по классу, затрагивая струны юных душ. Позже я узнала, что это было Адажио, Томазо Альбинони. Я смотрела на моих одноклассников, а они как будто впали в транс. Кто-то плакал, у кого-то на лице играла улыбка… У меня самой сердце забилось часто-часто… Незабываемые ощущения…

В наших школах отменили этот предмет. Видимо, современному поколению он больше не нужен. Назывался он «Этика и Эстетика». Анны Семеновны тоже больше нет в школьных стенах. Она сейчас живет за границей и работает там уборщицей. Грустно это все как-то…


AikarambA
Один из главных предметов, который перестали преподавать в школе…
Басилашвили, Лановой и Боярский, жестко раскритиковали Ольгу Бузову, назвавшую себя блокадницей: “Просто Безобразие!”